ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВСЕХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ?
В соответствии с требованиями Федерального закона от 08.01.1998№ 3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Приказа Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» (далее — Порядок) тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования (вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчинѐнности).
Цель проведения СПТ: раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с Порядком организация социально-психологического тестирования (далее — тестирование) на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ возложена на образовательные организации.
ЗАЧЕМ ПРОВОДИТСЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ?
СПТ выявляет социально-психологические предпосылки, которые в определенных обстоятельствах могут спровоцировать желание попробовать наркотик.
Результаты СПТ рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности образовательной организации. По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки (дополнение в план) в имеющиеся планы и программы (это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального поведения, наркотизации), тем самым создается безопасная среда для подростка.
ЗАЧЕМ ПРОВОДИТСЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ?
Социально-психологическое тестирование выявляет социально-психологические предпосылки, которые в определенных обстоятельствах могут спровоцировать желание попробовать наркотик.
Результаты СПТ рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности образовательной организации.
По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы (это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального поведения, наркотизации), тем самым создается безопасная среда для подростка.
КАК ОРГАНИЗОВАНА СИСТЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ?
В соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» раннее выявление незаконного потребления наркотиков в образовательной среде является одной из форм профилактики аддиктивного поведения и включает в себя 2 этапа:
• социально-психологическое тестирование (приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658);
• профилактические медицинские осмотры (приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н).
Этапы взаимосвязаны и последовательны.
Запомните! Методика не выявляет, употребляет ребенок наркотики или нет. Такое заключение о наркопотреблении может дать врач-нарколог. Поэтому дети с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение не являются наркопотребителями.
Таким образом, методика позволяет оценить не самого обучающегося, а его субъективное восприятие социально-психологических условий, в которых он находится.
КАКИЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В РАБОТЕ С МЕТОДИКОЙ?
1. Социально-психологическое тестирование обучающихся проводится ежегодно среди лиц, достигших 13 лет (с 7 класса обучения).
2. Тестирование проводится с использованием единой методики, форма проведения тестирования выбирается в зависимости от возраста респондента от 13 до 18 лет и представлена в трех вариантах:
Форма «А» содержит 110 утверждений, для тестирования учащихся 7–9 классов.
Форма «В» содержит 140 вопросов для тестирования учащихся 10–11 классов.
3. Основной принцип ЕМ СПТ — конфиденциальность.
4. Обучающиеся, находящиеся под различными формами устройства в замещающих семьях, проходят СПТ полностью, т. к. она позволяет оценить взаимоотношения в приемной семье. Перед проведением ЕМ СПТ важно провести с детьми, проживающими в приемных семьях, корректную разъяснительную работу в целях исключения дополнительного психологического травмирования.
Одна из задач образовательных организаций при работе с родителями и детьми гарантировать конфиденциальность ЕМ СПТ.
Задача тестирования — выявление у тестируемых личностных (поведенческих, психологических) особенностей, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами формирования отклоняющегося поведения или риска употребления ПАВ.
Важно!!!! Полученные по итогу тестирования результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится тестируемый, так и в Коми республике в целом.
• не являются достаточным основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический учет или постановки какого-либо диагноза);
• могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие, профилактической компетентности, навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;
• позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ?
Конфиденциальная информация — доверительная, не подлежащая огласке, секретная.
Все результаты тестирования строго конфиденциальны!
Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных.
Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в соответствии с нормами закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» у ответственного за обеспечение конфиденциальности проведения СПТ и кодировку персональных данных, назначенного приказом директора образовательной организации.
Контроль осуществляется членом администрации образовательной организации, ответственным за работу с персональными данными.
Таким образом, персональные результаты могут быть доступны только нескольким лицам: самому тестируемому (в случае достижения им возраста 15 лет), родителю (результаты тестируемого, не достигшего возраста 15 лет), а также специалисту, который организует процесс тестирования в образовательной организации и отвечает за конфиденциальность информации в соответствии с законодательством РФ.
В методике используется 3-ступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы формально или неоткровенно.